- Васильевы, братья
-
ВАСИ́ЛЬЕВЫ, братья — псевд. реж.-однофамильцев. Георг. Ник. (1899—1946) учился в Варшавском технол. ин-те, в Моск. театр. студии И. Певцова "Молодые мастера", в реж. мастерской С. М. Эйзенштейна (1929). С 1923 выступал как кинокритик. В 1924—28 — ред.-монтажер к/ст. "Госкино" по перемонтажу заруб. ф. С 1929 реж. к/ст. "Ленфильм". Поставил науч.-поп. ф. "Невероятно, но факт" (1932).
Сер. Дм. (1900—59) в 1924 окончил Ин-т экранного иск-ва в Ленинграде (актерск. и реж. отделения). В 1924—28 ред.-монтажер по перемонтажу заруб. ф. к/ст "Севзапкино" и "Совкино". Учился в реж. мастерской С. Эйзенштейна. С 1928 реж. к/ст. "Ленфильм". После смерти Георгия Васильева поставил ф.: "Герои Шипки" (1955, совм. с Народной Республикой Болгарией, спец. приз МКФ в Каннах, 1955), "В дни Октября" (1958, и соавтор сценария).
Совм. пост.: "Подвиг во льдах" (1929, о поисках сов. полярниками экспедиции Нобиле), "Спящая красавица" (1930, по сценарию Г. Александрова — о рутинных явлениях в т-ре, поставлен в эстетике типажно-монтажного кино). В ф. "Личное дело" (1932) обратились к стилистике т. н. актерского кино. Ф. "Чапаев" (1934, гл. приз МКФ в Москве, 1935, приз Парижской междунар. выставки, 1937). В 1978 на опросе крупнейших кинокритиков мира "Чапаев" включен в число лучших ф. всех времен и народов, пользовался колоссальной зрительской популярностью, стал знаменем сов. кино 30-х гг., определив стилистику актерского звук. кино и воплотив черты мифологии 30-х гг. Ф. "Волочаевские дни" (1937), "Оборона Царицына", "Поход Ворошилова" (оба — 1942, соавторы сценария) — о Гражд. войне на Д. Востоке, на р. Волге и др. "Фронт" (1943, по одноим. пьесе А. Корнейчука) — о Вел. Отеч. войне.
Соч. Собр. соч.: В 3 т. М., 1981—83.
Лит.: Писаревский Д. Братья Васильевы. М., 1981.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.